Название дополнительной общеобразовательной программы «Воспитатель кадетского класса »
Общая характеристика программы:Цель программы: программа формирует компетенции, необходимые для организации образовательного процесса в образовательных организациях кадетского типа (кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища).
Программа составлена в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493;
Приказом Минобрнауки России от 25 мая 2016г. № 618 « О создании Совета по кадетскому образованию с целью рассмотрения вопросов по подготовке несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе»,
Приказом Министерства обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. № 96 /134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;
Введение:
В последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей. Центрами кадетского обучения и воспитания ранее были кадетские школы и школы-интернаты. Организация кадетского класса позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру учебно-воспитательного процесса, построенную на принципах кадетского обучения и воспитания, предусматривающую формирование высокообразованной личности воспитанной в лучших традициях кадетства. Кадеты получают необходимые знания и практические навыки для социально-активной деятельности в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы. Основными целями деятельности кадетского профиля являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Растущий интерес к кадетству объясняется тем, что многие родители заранее задумываются о будущем своих детей, хотят видеть их здоровыми, образованными, талантливыми. Основными же задачами кадетского обучения является развитие патриотизма, физических и творческих способностей, формирование личностной культуры ребенка, что достигается через организацию дополнительного образования. Выпускники кадетских классов получают возможность для дальнейшего обучения в военных учебных заведениях и прохождения срочной службы в рядах Российской армии. Программа кадетского образования для обучающихся в седьмых кадетских классах разработана в соответствии с: Ø Законом РФ «Об образовании»; Ø Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»; Ø Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 г. N 1427 “Об утверждении Типового положения о кадетской школе»; Ø Приказом от 15февраля 2010года № 117 Министерства Образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате»; Ø Приказом Министерства Обороны Российской Федерации и Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 24 февраля 2010г №96 №134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в учебных пунктах»; Ø Общевоинскими уставами ВС РФ; Ø Уставом (положением) о кадетском классе Государственного образовательного учреждения. 2. Историческая справка. Кадет происходит от французского слова (CADET — МЛАДШИЙ ) – это молодые люди на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры. 1-ый Кадетский Корпус открылся в 1732 году и к середине 19 века, было 18 кадетских корпусов. С 1863 по 1882 года вместо кадетских корпусов действовали военные гимназии. С 1917 по 1918 года в России существовали кадетские корпуса, а 1918 году были упразднены. История кадетских корпусов в России берет начало 27 января 1701 года, когда император Петр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигационных наук. В указе подчеркивалось, что « Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но артиллерии и гражданству к пользе». Петр понимал, что новая Россия крайне нуждается в хорошо и всесторонне образованных людях. В число учащихся школы предписывалось « избирать добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». Сюда принимались дети всех сословий за исключением крепостных. Срок обучения в школе был неограничен. Некоторые постигли науки за 4 года, иные за 13 лет. Переводных экзаменов не было. Из класса в класс ученики переводились по мере выучки, поэтому и возраст их сильно различался – от 15 до 33 лет. Наиболее богатых или способных направляли на практику за границу. По возвращению их подвергали строгому экзамену. Иногда экзаменатором был сам Петр. В России термин «кадет» стал применяться по отношению к воспитанникам детских учебных учреждений во время правления императрицы Анны Иоанновны. 29 июня 1731 года ею был подписан указ о создании Шляхетского кадетского корпуса для обучения юной поросли не только военным, но и общеобразовательным предметам. Тем самым закладывались основы двойного назначения корпусов: готовить как военнослужащих, так и гражданских чиновников. В последующей истории своего существования вплоть до октября 1917 года и далее до расформирования, в 1956г., последнего, пребывающего в эмиграции российского кадетского корпуса, данные учреждения не обязывали своих выпускников исключительно к военной карьере. « В военные училища направляются только те кадеты – выпускники, кто способен к военной службе» – гласило Положение о кадетских корпусах 1886 года. Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских состояло в том, что юношей в них готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще. Священным праздником всех кадетов является 17 февраля, когда в 1732 году начались занятия в школе, впервые именованной «Кадетский корпус», который был учрежден приказом императрицы Анны Иоанновны в 1731 году. Выпускники кадетских корпусов составляли гордость не только России, но и можно сказать, всей земной цивилизации. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский -Корсаков, Рахманинов, врач Сеченев, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков. К моменту революции 1917 года в России насчитывалось 29 корпусов. В 1920 году вместе с частями Русской армии, эвакуированной бароном Врангелем, они попали на чужбину. Не предаваясь отчаянию, не унывая и не жалуясь, кадеты прошли через муки эмигрантской жизни, сохраняя и продолжая традиции своего воспитания и образования. Во время Великой Отечественной войны в 1943 – 1945 годах в России появились первые суворовские и нахимовские училища, прообразов которых послужили кадетские корпуса. Примечательно, что среди их учителей были бывшие преподаватели кадетских корпусов, а среди офицеров – воспитателей – воспитанники этих учебных заведений. В трудную военную осень 1943г. были открыты первые 11 училищ, в 1944г. – еще 6, потом еще и еще. В них принимали «…детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов». За годы своей деятельности суворовские училища подготовили десятки тысяч будущих курсантов высших военных училищ (теперь – военных институтов и университетов), и сейчас трудно найти воинскую часть, где бы ни выполняли свой ратный долг их питомцы. Сотни из них заслужили высокие генеральские звания, десятки стали Героями Советского Союза и Героями России. Сейчас в Российской Федерации действуют 7 суворовских училищ. В современной России вновь возрождаются традиции кадетского образования. С 1993 года организуются первые кадетские корпуса Министерства обороны РФ и другие учебные заведения, которые осуществляют подготовку воспитанников в различных направлениях. Задачи, которые стоят перед старшим воспитателем кадетского класса: – формировать и развивать у обучающихся верность гражданскому и профессиональному долгу, дисциплинированность, добросовестное отношение к учебе, стремление к овладению выбранной профессией; – организовать и проводить профессиональную начальную военную подготовку; – формировать и развивать у обучающихся специальных знаний и навыков, морально – психологических способностей, физической подготовленности и других качеств личности; – поднимать общую культуру, воспитать высокие моральные, деловые и организаторские качества, физическую выносливость; – подготовить кадетов для дальнейшего поступления в Академию РВСН им.Петра Великого или в один из выбранных ими ВВУЗов силовых структур: МО РФ; ФСБ РФ; МВД РФ; МЧС РФ.
Обучение и воспитание в кадетском корпусе, живо проникнутое духом гуманизма и строго согласованное с положением российского государственного Закона “Об образовании”, Конституцией РФ, имеет главной целью подготовить воспитанников к служению Отечеству на военном и гражданском поле деятельности посредством постепенной, с детского возраста, выработки тех согласованных с общими началами российского государственного устройства верных понятий и стремлений, служащих прочной основой искренней преданности Родине, сознательного повиновения власти и закону и чувства чести, добра и правды. Корпусное воспитание должно в каждом кадете всесторонне развивать душевные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем.