Концептуальная политика Балтийского технологического института в области распространения русского языка.
Экспорт образовательных услуг является одним из приоритетных направлений системы образования Российской Федерации.
Курсовое изучение русского языка позволяет центру добиваться основных целей
1.Подготовка иностранца для получения образования на русском языке : по основным образовательным программам;
2.Экспортировать образовательные программы по Русскому языку в соответствие с государственной политикой России.
Грамотное решение вопроса об экспорте образования может дать стране-экспортеру не только очень серьезный источник доходов и возможность привлечь в образование, науку и экономику умы со всего мира. В глобальном масштабе экспорт образовательных услуг может рассматриваться и как способ «мягкого» влияния на зарубежные государства. Например, за счет распространения русского языка, достижений наших науки и культуры, а также российских ценностей.
Такое влияние успешно использовалось в Советском Союзе, славившемся масштабами подготовки иностранных специалистов в учебных заведениях на своей территории. И если раньше СССР по экспорту образования занимал второе место после США, то на сегодня мы располагаемся в конце первой десятки.
На мировом рынке экспорта образовательных услуг РФ имеет скромные 2%, тогда как, например, США обучает 20% студентов. Наша доля, по данным Организации экономического сотрудничества и развития сократилась на 1%. То есть, на треть. Несмотря на то, что в это время внутренний рынок образовательных услуг в России продолжал развиваться, доля их экспорта упала.
Кто же нынешние лидеры в экспорте образования? США со своими 20% ушли в серьезный отрыв даже от следующей за ней Великобританией, принимающей только 12% иностранных студентов. Далее в списке лидеров Германия с 9% студентов и Франция – с долей в размере 8%. В Австралии обучается 7% студентов, в Канаде – 4 и даже островная Япония смогла заполучить 4% рынка.
Целевая политика АНО ДПО «Балтийский центр международного образования» уже при создании была направлена на интеграцию образования со странами ближнего зарубежья и в частности, следованию Концепции федеральной целевой программы «Русский язык» разработанной во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2008 г. № ВП-П44-5840 и в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.Русский язык в Ближнем и Дальнем Зарубежье нужно популяризировать. Об этом в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию заявил Владимир Путин.
“Русский – это язык исторического братства народов, язык действительно международного общения. Он является не просто хранителем целого пласта, поистине мировых достижений, но и живым пространством многомиллионного русского мира, который, конечно, значительно шире, чем сама Россия. Поэтому как общее достояние многих народов русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды, ксенофобии или национализма”, – сказал Путин.
“Забота о русском языке и рост влияния российской культуры – это важнейший социальный и политический вопрос. Настоящее искусство несет в себе серьезный воспитательный заряд, формирует начало патриотизма, развивает моральные и семейные ценности, уважение к труду и старшему поколению. Отсутствие собственной культурной ориентации, слепое следование зарубежным штампам неизбежно ведет к потере нацией своего лица”, – отметил Путин.
“Государственный суверенитет определяется, в том числе, и культурными критериями. Россия сама внесла огромный вклад в восстановление общеевропейской и мировой культуры. Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира, общего для людей различных национальностей и конфессий”, – подчеркнул президент.
Очень важное решение о защите и поддержке русского языка. Президент России Владимир Путин подписал указ «О Совете при Президенте Российской Федерации по русскому языку». Совет создан для защиты и поддержки русского языка в России и за ее пределами.
Как отмечается в документе, опубликованном на сайте Кремля, Совет образован для совершенствования государственной политики в области развития, защиты и поддержки русского языка, обеспечения прав граждан Российской Федерации на пользование государственным языком.
Основными задачами Совета являются:
а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений развития, защиты и поддержки русского языка в России и за рубежом, а также по обеспечению прав граждан РФ на пользование государственным языком;
б) координация органов государственной власти, общественных объединений, организаций культуры и искусства, научных, образовательных и иных организаций, осуществляющих деятельность по развитию, защите и поддержке русского языка;
в) анализ программ и проектов, направленных на развитие, защиту и поддержку русского языка в России и за рубежом. Укрепление позиций русского языка в мире, расширение географии и сфер его применения, поддержка русскоязычных сообществ за рубежом, а также подготовка предложений по совершенствованию деятельности в этой области.
Создавая курс обучения русскому языку для иностранных граждан, мы увеличиваем экспорт образовательных услуг и долю России на рынке экспорта готового продукта. Центр считает, что нужно активно включаться в государственные программы экспорта русского языка во исполнение Указа и наказов президента России Владимира Владимировича Путина.
Минимальные обязательные требования к уровню владения русским языком как иностранным, а также к объёму знаний по истории России и основам законодательства Российской Федерации, предъявляемые к иностранным гражданам, желающим получить разрешение на работу либо патент.
Данные требования определяют содержание комплексного экзамена, который проводится в локальных экзаменационных центрах в России и за рубежом. Требования разработаны с учётом основной цели экзамена — создания базовых предпосылок для успешной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и для адекватного восприятия ими российской цивилизационной парадигмы.
Требования разработаны на основе «Концепции экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации», проект которой одобрен на заседании Межведомственной комиссии по русскому языку Министерства образования и науки Российской Федерации 20 декабря 2013 г. Они соответствуют приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2014 г. № 1156 «Об утверждении формы, порядка проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена».
При создании настоящих требований учтены также следующие нормативно-правовые документы:
— Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;
— Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. от 13.06.2012 г.;
— Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. 12.02.2013 г.);
— Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 20.04.2014 г. № 74-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2014 г. № 1154 «Об утверждении формы, порядка выдачи сертификата о владении русским языком,
знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и технических требований к нему»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2014г.
– № 1153 «Об утверждении порядка и критериев включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен пo русскому языку как
иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации».
Требования предназначены для преподавателей русского языка как иностранного, преподавателей-историков и преподавателей-правоведов, готовящих иностранных граждан к
комплексному экзамену, сертификат о прохождении которого необходим при получении разрешения на работу либо патента. Кроме, того, «Требования…» адресованы авторам учебных пособий, тренировочных и экзаменационных тестов, электронных образовательных ресурсов, а также методистам-тестологам и специалистам в области международного образования.
Настоящие «Требования…» являются методической основой для разработки соответствующих программ подготовки иностранных граждан к комплексному экзамену, как на территории России, так и за рубежом.
Уровень коммуникативной компетенции в области русского языка, определяемый данными «Требованиями…» (модуль I), не соотнесён непосредственно с материалами, содержащимися в модулях II «История России» и III «Основы законодательства Российской Федерации». В ходе подготовки к комплексному экзамену иностранные граждане могут получать знания, необходимые для успешной сдачи модулей II и III, не только на русском, но и на своём родном языке. Поскольку экзаменационные задания, используемые в модулях II и III, являются тестовыми заданиями с множественным выбором, тестирующиеся должны владеть предлагаемым им в ходе экзамена материалом только рецептивно; при этом во время экзамена они могут пользоваться двуязычными словарями.
В соответствии со структурой экзамена «Требования…» включают три модуля: модуль I «Русский язык как иностранный», модуль II «История России», модуль III «Основы законодательства Российской Федерации». Для образовательных учреждений и учебных центров, осуществляющих очную подготовку иностранных граждан к данному экзамену, рекомендуется следующее количество часов:
• модуль I — 150-170 часов;
• модуль II — 36 часов;
• модуль III — 36 часов.
Сертификат о сдаче экзамена выдаётся иностранным гражданам образовательными организациями на территории Российской Федерации либо за её пределами, включёнными в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Срок действия сертификата составляет 5 лет со дня его выдачи.